Страничка, посвященная Владимиру Михайловичу Машкину, создана благодаря памяти людской. В этом приняли непосредственное участие:
к.т.н., настоятель храма Параскевы Пятницы с. Погорельцево Железногорского района Курской области о. Виталий Дмитриевич Телегин;
историк, артист, журналист, писатель, поэт АлександрОв Геннадий Николаевич;
кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, профессор Московской духовной академии, профессор Минской духовной академии, преподаватель Нижегородской духовной семинарии Гаврюшин Николай Константинович;
внук о. Павла Александровича Флоренского, Павел Васильевич Флоренский;
Ясько Георгий Юрьевич.
В 1957 г. наша семья переехала из д. Моршнево в д. Богословка Дмитриевского района Курской области. Поселились вначале в хате у Абрамовых, на бугре (теперь это место называют "сады"). Затем построили на краю оврага землянку и жили в ней до смерти отца в 1972 году. Ранее, до революции, здесь размещались печи для обжига кирпича и овчарня предводителя уездного дворянства Линденера (Липский, его предок сменил фамилию на более благозвучную, по его мнению, немецкую).Земли в окрестностях Киликино, Богословка и Кошкино, в размере около 1000 га, были благоприобретенные Линденерами, т.е. куплены, см Из дела земского начальника 2 участка Дмитриевского уезда Курской губернии Андрея Александровича Линденера. Начато 24.06.1902 окончено 26.05.1916. РГИА, Ф. 1291, оп. 30. № В гр. 51. Предок его, наряду с военными заслугами, - активный участник подавления крестьянского восстания при Павле I (восстание Чернодыра) в бывшей Комарицкой волости. В деревне его звали Лидинер. Первое впечатление нового места, связанное с религией, - это вид купола, в то время еще на нём оставалась позолота, и колокольни храма с. Погорельцево, до которых было не менее 18 км по прямой. Купол храма притягивал взгляд. Причем срабатывал интересный эффект - всё виделось не очень разборчиво, а купол как бы приближался и казался расположенным почти рядом. Я ничего не знал об это храме. Но постепенно информации было всё больше и больше. Возникло непреодолимое желание посетить его и узнать историю своего рода. Я почему-то предполагал, что история рода и храм неразделимы.
В 1992 - 93 гг мне удалось посетить храм. Двери его были открыты, а храм уже не использовался в местном хозяйстве. Бросилось в глаза, что не смотря на доступность, хорошие доски пола в алтаре были целы.
Впоследствие, работая в интернете, я набрал поисковые слова "Погорельцево" и "Машкин" нашел сайт храма Параскевы Пятницы (настоятель о. Виталий Телегин, автор сайта). Сбылось. Я попросил о. Виталия дать мне сведения о роде Машкиных. Он меня адресовал к Геннадию Николаевичу АлександрОву, автору книги "Железногорье", интереснейшему человеку, историку Курского края. Он подарил мне свою книгу, а также выписки из писцовых книг и других архивных документов, с которыми он работал, касающихся рода Машкиных.
Всё это, а также воспоминания об отдельных разговорах, услышанных в детстве, позволило сложить некоторую целостную картину происхождения рода и составить мнение об его отдельных представителях.
Род помнит себя с 14 века. Родоначальник - новгородский боярин Матвей Мачко (Машко). В 15-ом веке его внуки уже на службе у московского князя. Уменьшительное от слова Матвей - Ма[твею]шко, а по новгородски звучит - Машко. Это дало основу для происхождения фамилии боярских сыновей: МашкИн (Ма[твею]шкИн). Присутствие ветвей рода Машко наблюдается в вятский краях (Хлынов), на Дону, куда хлыновские новгородцы переместились после подчинения Хлынова Москве (начало казачества Дона).Одна из ветвей этого рода (внуки на службе у Москвы) первоначально жила в д.Машкино (район МашкИнского шоссе г.Москвы), а после 1525 была переселена (направлена на службу) в Курский край для восстановления русской государственности после литовского правления. Вместе с МашкинЫми были переселены также роды Куркиных, Бесединых и др. Одновременно с ними в этом процессе участвовали сыновья болховского воеводы Анненковы. За службу боярским сыновьям давали землю. Если земля предоставлялась с крестьянами, то они становились дворянами. Предоставление земли без крестьян давало социальный статут однодворцев. Правда, последние при этом переходили из служивого в податное сословие, превращались в вольных, государственных крестьян, фермеров. Я из однодворцев. Род Машкиных отличался высокой рождаемостью. Например, у моего прадеда в семье было более сорока человек. При такой рождаемости даже первоначально большие земельные наделы дробились и происходило понижение социального статуса как однодворцев так и помещиков ("окрестьянивание курских помещиков" - Л.Н.Толстой). С другой стороны - это давало самую высокую плотность населения в России, свыше 50 человек на квадратный километр. Низкая рождаемость позволяла сохранять богатство, а, следовательно, и высокое социальное положение потомков. Высокая рождаемость позволила курскому краю дать множество известнейших людей, определявших духовную и политическую жизнь России. Среди них: Серафим Саровский (Мошнин, Машнин), Амфитеатровы, Серапион Машкин; правители: Никита Сергеевич Хрущёв, Леонид Ильич Брежнев, Дмитрий Анатольевич Медведев (очевидно - это не последний правитель России из курян, будут и другие) и др.
Перед революцией, предчувствуя кризис, многие роды потеряли своё влияние и благосостояние. Мой прадед пропил под векселя землю. Для отработки долга послал своих сыновей на строительство железной дороги в районе ущелья озера Рици. От этой дороги сейчас остались только столбы. Вместе с дедом был и мой отец. Наибольшее впечатление на него произвёл опыт по стрельбе из винтовки в людей - сколько людей может пронзить одна пуля? Долги отработали, но земля оставалась в их собственности недолго - революция. Один из рода Анненковых, с которым мои предки владели землёй чересполосно и угодьями вообще, проиграл свою землю, а затем и имение в карты подставным людям михайловского купца Минаева. Дом Минаевых стал домом культуры (сгорел в перестройку), директором которого длительное время был отец Геннадия Николаевича АлександрОва.
Ветвь рода Машкиных, которую представлял арх.Серапион Машкин, перед революцией также потеряла своё влияние и благосостояние, что, не в последнюю очередь, было связано с самим Серапионом.
Особенностью рода является некоторое отличное восприятие окружающего мира от других, которое присуще отдельным представителям мужской половины рода. Это предполагает наличие восприятия в виде потока образов, галлюцинаций. Если об этом вовремя не сообщить носителю этих возможностей, то это приводит, в лучшем случае, к умопомешательству. Есть лекарство - алкоголь. Он загрубляет и позволяет терпеть муки всеобъемлющего восприятия. Не зная этого трудно объяснить поведение и жизнь арх.Серапиона Машкина. Существует передача этой особенности не только по родству, но и по назначению. Как животное находит пищу, так и человек находит своего преемника. Такого преемника, как мне кажется, Серафим увидел в о. Павле Флоренском, чем и можно объяснить их связь.
Интуитивнообразное восприятие окружающего мира хорошо изложено о. Павлом Флоренским при его пересказе рукописей арх.Серапиона Машкина. Рукописи имеют непреходящую ценность и нельзя допустить, чтобы они исчезли. Они важны не столько для сегодняшнего времени, сколько для будущего.
Основное утверждение арх.Серапиона Машкина - это равенство или главенствующее значение интуитивного познания в отличие от формального. Это позволяет рассматривать процесс эволюционного развития как неслучайный. Есть ли случайность в росте растения? А эволюция мало чем от этого процесса отличается. У растения конечной целью является семена, которые вновь взойдут. У разума (сознания) - эта же конечная цель - при очередном локальном коллапсе (конце света) сохранить себя. Серапион обладал интуитивным познанием. Такими способностями обладал и Вольф Мессинг, который всю жизнь, прикрываясь гастролями, искал себе подобных. Серапион себе подобных нашёл в Оптиной пустыни. Разум, с целью своего развития, которое предопределено, на уровне интуитивного даёт такие понятия, как бог, религия, конец света. По мере возможностей возникают и другие знания, необходимы для его развития. При этом возникают ложное понимание гениальности того или иного представителя рода человеческого (цветок на дереве считает себя лучше листьев), а это всего лишь навсего предназначение и большинство даже научных открытий имеют налёт заимствования.
Это утверждение позволяет по-новому относиться к религии как к форме интуитивного познания доступной всем. Это хорошо просматривается как в трудах арх.Серапиона Машкина, так и в трудах о. Павла Флоренского, что позволяет сформировать образ и правила поведения в условиях "научного прогресса", т.е. от общества потребления перейти к обществу необходимого (минимального, аскетического) потребления, на чём настаивал арх.Серапион Машкин, за неимением иного приводя в пример жизнь Оптиной пустыни. За последним будущее, как бы мы того не желали.
Идеи и мысли Серапиона можно рассматривать только при учёте его особенного видения мира.
Радуюсь вести, что рукопись арх.Серапиона вроде бы цела. Это вселяет надежду.
08.06.06
Есть словари Даля и Ожегова. Они дают определения слов на момент составления словарей. Для понимания взаимоотношений между членами сообщества, носителями языка желательно знание слов в их первоначальном смысле. Пример, слово демократия. В настоящее время оно трактуется как власть народа. Но происхождение этого слова и его первоначальный смысл имеют несколько иное значение. Монада - род. Демонадос - главные представители родов, - демос. Демократия - власть главных представителей родов, т.е. власть состоятельных людей. Одновременное использование слова демократия разными слоями общества позволяет видеть им разный смысл. Работнику наёмного труда - его власть, т.к. он себя относит к народу, а хозяину - его. Последнее более справедливо и это позволяет, в какой-то мере, сглаживать и притуплять конфликты между ними. Рассмотрим некоторые общепринятые слова в их инакомыслии.
Народ, - то, что народилось.
Бояре (боаре) - сыновья бога. Отсюда появилось понятие боярские сыновья.
Правда -право данное.
Свобода - своё богом данное.
Право - праволя, порождающее волю, определяющее действие.
Воля (волна) - направленное действие.
Закон - за коном, за чертой (переступить черту, преступник), область ограничений, ограниченная область.
Истина - есть она, естина, - безвременное событие. Она есть, а может и не быть. Понятие для обозначение непустого множества. Событие, которое имело место или достоверное событие. К последнему можно отнести события, которые обязательно произойдут.
Как видно из приведенного многие из сегодняшних понятий просто приводят к непониманию их носителей остальными. Например, как можно дать свободу? У каждого своя правда. Какая власть может быть у народа? Чью волю защищают правозащитники? И нет того "абсолютного", безотносительного понимания как правды, так и свободы, которые якобы могут иметь место. Понятия слов правда и истина сейчас вообще объединяют и т.д.