Машкины

Владимир Михайлович Машкин - арх.Серапион Машкин


Страничка, посвященная Владимиру Михайловичу Машкину, создана благодаря памяти людской. В этом приняли непосредственное участие:

 к.т.н., настоятель храма Параскевы Пятницы с. Погорельцево Железногорского района Курской области о. Виталий Дмитриевич Телегин;

историк, артист, журналист, писатель, поэт АлександрОв Геннадий Николаевич;

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, профессор Московской духовной академии, профессор Минской духовной академии, преподаватель Нижегородской духовной семинарии Гаврюшин Николай Константинович;

внук о. Павла Александровича Флоренского, Павел Васильевич Флоренский;

Ясько Георгий Юрьевич.

 Воспоминания

В 1957 г. наша семья переехала из д. Моршнево в д. Богословка Дмитриевского района Курской области. Поселились вначале в хате у Абрамовых, на бугре (теперь это место называют "сады"). Затем построили на краю оврага землянку и жили в ней до смерти отца в 1972 году. Ранее, до революции, здесь размещались печи для обжига кирпича и овчарня предводителя уездного дворянства Линденера (Липский, его предок сменил фамилию на более благозвучную, по его мнению, немецкую).Земли в окрестностях Киликино, Богословка и Кошкино, в размере около 1000 га, были благоприобретенные Линденерами, т.е. куплены, см Из дела земского начальника 2 участка Дмитриевского уезда Курской губернии Андрея Александровича Линденера. Начато 24.06.1902 окончено 26.05.1916. РГИА, Ф. 1291, оп. 30. № В гр. 51. Предок его, наряду с военными заслугами, - активный участник подавления крестьянского восстания при Павле I (восстание Чернодыра) в бывшей Комарицкой волости. В деревне его звали Лидинер. Первое впечатление нового места, связанное с религией, - это вид купола, в то время еще на нём оставалась позолота, и колокольни храма с. Погорельцево, до которых было не менее 18 км по прямой. Купол храма притягивал взгляд. Причем срабатывал интересный эффект - всё виделось не очень разборчиво, а купол как бы приближался и казался расположенным почти рядом. Я ничего не знал об это храме.  Но постепенно информации было всё больше и больше. Возникло непреодолимое желание посетить его и узнать историю своего рода. Я почему-то предполагал, что история рода и храм неразделимы.

В 1992 - 93 гг мне удалось посетить храм. Двери его были открыты, а храм уже не использовался в местном хозяйстве. Бросилось в глаза, что не смотря на доступность, хорошие доски пола в алтаре были целы.

Впоследствие, работая в интернете, я набрал поисковые слова "Погорельцево" и "Машкин" нашел сайт храма Параскевы Пятницы (настоятель о. Виталий Телегин, автор сайта). Сбылось. Я попросил о. Виталия дать мне сведения о роде Машкиных. Он меня адресовал к Геннадию Николаевичу АлександрОву, автору книги "Железногорье", интереснейшему человеку, историку Курского края. Он подарил мне  свою книгу, а также выписки из писцовых книг и других архивных документов, с которыми он работал, касающихся рода Машкиных.

Всё это, а также воспоминания об отдельных разговорах, услышанных в детстве, позволило сложить некоторую целостную картину происхождения рода и составить мнение об его отдельных представителях.

Род

Род помнит себя с 14 века. Родоначальник - новгородский боярин Матвей Мачко (Машко). В 15-ом веке его  внуки уже на службе у московского князя. Уменьшительное от слова Матвей - Ма[твею]шко, а по новгородски  звучит - Машко. Это дало основу для происхождения фамилии боярских сыновей: МашкИн (Ма[твею]шкИн). Присутствие ветвей рода Машко наблюдается в вятский краях (Хлынов), на Дону, куда хлыновские новгородцы переместились после подчинения Хлынова Москве (начало казачества Дона).Одна из ветвей этого рода (внуки на службе у Москвы) первоначально жила в д.Машкино (район МашкИнского шоссе г.Москвы), а после 1525 была переселена (направлена на службу) в Курский край для восстановления русской государственности после литовского правления. Вместе с МашкинЫми были переселены также роды Куркиных, Бесединых и др. Одновременно с ними в этом процессе участвовали сыновья болховского воеводы Анненковы. За службу боярским сыновьям давали землю. Если земля предоставлялась с крестьянами, то они становились дворянами. Предоставление земли без крестьян давало социальный статут однодворцев. Правда, последние при этом переходили из служивого в податное сословие, превращались в вольных, государственных крестьян, фермеров. Я из однодворцев. Род Машкиных отличался высокой рождаемостью. Например, у моего прадеда в семье было более сорока человек. При такой рождаемости даже первоначально большие земельные наделы дробились и происходило понижение социального статуса как однодворцев так и помещиков ("окрестьянивание курских помещиков" - Л.Н.Толстой). С другой стороны - это давало самую высокую плотность населения в России, свыше 50 человек на квадратный километр. Низкая рождаемость позволяла сохранять богатство, а, следовательно, и высокое социальное положение потомков. Высокая рождаемость позволила курскому краю дать множество известнейших людей, определявших духовную и политическую жизнь России. Среди них: Серафим Саровский (Мошнин, Машнин), Амфитеатровы, Серапион Машкин; правители: Никита Сергеевич Хрущёв, Леонид Ильич Брежнев, Дмитрий Анатольевич Медведев (очевидно - это не последний правитель России из курян, будут и другие) и др.

Перед революцией, предчувствуя кризис, многие роды потеряли своё влияние и благосостояние. Мой прадед пропил под векселя землю. Для отработки долга послал своих сыновей на строительство железной дороги в районе ущелья озера Рици. От этой дороги сейчас остались только столбы. Вместе с дедом был и мой отец. Наибольшее впечатление на него произвёл опыт по стрельбе из винтовки в людей - сколько людей может пронзить одна пуля? Долги отработали, но земля оставалась в их собственности недолго - революция. Один из рода Анненковых, с которым мои предки владели землёй чересполосно и угодьями вообще, проиграл свою землю, а  затем и имение в карты подставным людям михайловского купца Минаева. Дом Минаевых стал домом культуры (сгорел в перестройку), директором которого длительное время был  отец Геннадия Николаевича АлександрОва.

Ветвь рода Машкиных, которую представлял арх.Серапион Машкин, перед революцией также потеряла своё влияние и благосостояние, что, не в последнюю очередь, было связано с самим Серапионом.

Машкины

Особенностью рода является некоторое отличное восприятие  окружающего мира от других, которое присуще отдельным представителям мужской половины рода. Это предполагает наличие восприятия в виде потока образов, галлюцинаций. Если об этом вовремя не сообщить носителю этих возможностей, то это приводит, в лучшем случае, к умопомешательству. Есть лекарство - алкоголь. Он загрубляет и позволяет терпеть муки всеобъемлющего восприятия. Не зная этого трудно объяснить поведение и жизнь арх.Серапиона Машкина.  Существует передача этой особенности не только по родству, но и по назначению. Как животное находит пищу, так и человек находит своего преемника. Такого преемника, как мне кажется, Серафим увидел в о. Павле Флоренском, чем и можно объяснить их связь.

Серапион

Интуитивнообразное восприятие окружающего мира хорошо изложено  о. Павлом Флоренским при его пересказе рукописей арх.Серапиона Машкина. Рукописи имеют непреходящую ценность и нельзя допустить, чтобы они исчезли.  Они важны не столько для сегодняшнего времени, сколько для будущего.

Основное утверждение арх.Серапиона Машкина - это равенство или главенствующее значение интуитивного познания в отличие от формального. Это позволяет рассматривать процесс эволюционного развития как неслучайный. Есть ли случайность в росте растения? А эволюция мало чем от этого процесса отличается. У растения конечной целью является семена, которые вновь взойдут. У разума (сознания) - эта же конечная цель - при очередном локальном коллапсе (конце света) сохранить себя. Серапион обладал интуитивным познанием. Такими способностями обладал и Вольф Мессинг, который всю жизнь, прикрываясь гастролями, искал себе подобных. Серапион себе подобных нашёл в Оптиной пустыни. Разум, с целью своего развития, которое предопределено, на уровне интуитивного даёт такие понятия, как бог, религия, конец света. По мере возможностей возникают и другие знания, необходимы для его развития. При этом возникают ложное понимание гениальности того или иного представителя рода человеческого (цветок на дереве считает себя лучше листьев), а это всего лишь навсего предназначение и большинство даже научных открытий имеют налёт заимствования.

Это утверждение позволяет по-новому относиться к религии как к форме интуитивного познания доступной всем. Это хорошо просматривается как в трудах арх.Серапиона Машкина, так и в трудах о. Павла Флоренского, что позволяет сформировать образ и правила поведения в условиях "научного прогресса", т.е. от общества потребления перейти к обществу необходимого (минимального, аскетического) потребления, на чём настаивал арх.Серапион Машкин, за неимением иного приводя в пример жизнь Оптиной пустыни. За последним будущее, как бы мы того не желали.

Идеи и мысли Серапиона можно рассматривать только при учёте его особенного видения мира.

Заключение

Радуюсь вести, что рукопись арх.Серапиона вроде бы цела. Это вселяет надежду.

Машкин Михаил Николаевич

08.06.06

Этимологический словарь

Есть словари Даля и Ожегова. Они дают определения слов на момент составления словарей.  Для понимания взаимоотношений между членами сообщества, носителями языка желательно знание слов в их первоначальном смысле. Пример, слово демократия. В настоящее время оно трактуется как власть народа. Но происхождение этого слова и его первоначальный смысл имеют несколько иное значение. Монада - род. Демонадос - главные представители родов, - демос. Демократия - власть главных представителей родов, т.е. власть состоятельных людей. Одновременное использование слова демократия разными слоями общества позволяет видеть им разный смысл. Работнику наёмного труда - его власть, т.к. он себя относит к народу,  а хозяину - его. Последнее более справедливо и это позволяет, в какой-то мере, сглаживать и притуплять конфликты между ними.  Рассмотрим некоторые общепринятые слова в их инакомыслии.

Народ, - то, что народилось.

Бояре (боаре) - сыновья бога. Отсюда появилось понятие боярские сыновья.

Правда -право данное.

Свобода - своё богом данное.

Право - праволя, порождающее волю, определяющее действие.

Воля (волна) - направленное действие.

Закон - за коном, за чертой (переступить черту, преступник), область ограничений, ограниченная область.

Истина - есть она, естина, - безвременное событие. Она есть, а может и не быть. Понятие для обозначение непустого множества. Событие, которое имело место или достоверное событие. К последнему можно отнести события, которые обязательно произойдут.

Как видно из приведенного многие из сегодняшних понятий просто приводят к непониманию их носителей остальными. Например, как можно дать свободу? У каждого своя правда. Какая власть может быть у народа? Чью волю защищают правозащитники? И нет того "абсолютного", безотносительного  понимания как правды, так и свободы, которые якобы могут иметь место. Понятия слов правда и истина сейчас вообще объединяют и т.д.  

 

На первую страницуу